Переход на главную страницу сайта “Термист” Термист
Термомеханическое упрочнение арматурного проката
технология, средства, разработка
Главная О сайте Стандарты Технология Устройства
Лаборатория Библиотека Глоссарий Желтые страницы Обратная связь

К 110-летию со дня рождения К.Ф. Стародубова - создателя научно-педагогической школы термистов в Приднепровье

Технологии термических и деформационно-термических обработок металлопродукции

Долженков И.Е., д.т.н., профессор

Национальная металлургическая академия Украины (г. Днепропетровск, Украина)

 

Продолжение. Начало статьи см. здесь.

Все, кто работал и общался с Кириллом Федоровичем, консультировался у него, кто слушал его лекции, встречался с ним на различных конференциях, обращался к нему за помощью по самым различным вопросам, отмечали его деликатность, скромность, сдержанность, большую человечность, готовность сделать все от него зависящее. Он всегда внимательно слушал собеседника, никогда не перебивал, четко, аргументированно и убедительно выражал свою мысль, всегда советовал не принимать скоропалительных решений. И сам никогда ничего не делал сгоряча. Со всеми он был тактичен, всегда щадил самолюбие собеседника, особенно в кризисных ситуациях. В нем органично сочетались бескомпромиссная принципиальность, особенно по важным вопросам, с деликатностью, вежливостью, вниманием к людям. Несмотря на чрезвычайную занятость научной, методической, организационной и общественной работами, он никогда никому, ни сотрудникам, ни студентам, ни заводским работникам, ни простым гражданам, ни различным коллективам не отказывал во встрече, беседе, щедро делился со всеми своим большим багажом.

Как лектор, заведующий профилирующей кафедрой, декан технологического факультета, а затем и заместитель ректора института по учебной работе, Кирилл Федорович Стародубов хорошо знал проблемы студентов и делал все от него зависящее для их решения, улучшения быта и досуга студентов. На лекциях, заседаниях студенческого научного общества, студенческих научных конференциях Кирилл Федорович не ограничивался изложением программного материала. Обязательно сообщал о новых научных результатах, полученных в области металловедения и термической обработки сотрудниками кафедры термической обработки и Отдела термической обработки Института черной металлургии, которым он заведовал по совместительству, информировал студентов о прошедших конференциях и принятых на них решениях и рекомендациях, об интересных публикациях в отечественных и зарубежных специализированных журналах, тем самым прививал студентам интерес и любовь к избранной ими специальности. Все это способствовало тому, что студенты сдавали экзамен по дисциплине «Теория термической обработки», которую вел Кирилл Федорович, на отлично и хорошо, удовлетворительные оценки были исключением, неуспевающих вовсе не было. Экзамен проходил в доброжелательной обстановке, Кирилл Федорович считал, что экзаменуемого лучше немножко переоценить, чем недооценить.

Кирилл Федорович Стародубов всегда принимал участие в работе комиссии по распределению молодых специалистов на работу. Он хорошо знал практически все места распределения, давал распределяемому объективную их оценку, рассказывал о возможных на первых порах трудностях, перспективах роста. Поэтому распределение, как правило, проходило без эксцессов. Кирилл Федорович вел журнал учета распределяемых, отмечал в нем продвижение своих воспитанников по службе. Наиболее одарённых молодых специалистов он или сразу по окончании ими института, или после приобретения ими производственного опыта, приглашал к себе в аспирантуру, или на кафедру ТОМ, или в отдел термической обработки в ИЧМ, или на должность младших научных сотрудников научно-исследовательской части института. Тех, кто по семейным или иным обстоятельствам не мог учиться в очной аспирантуре, он приглашал в заочную аспирантуру или прикреплял к кафедре в качестве соискателей для подготовки кандидатских диссертаций без отрыва от производства.

Кирилл Федорович ясно осознавал роль термической обработки в повышении качества металлопроката, деталей машин, инструментов и другой металлопродукции, и роль инженеров-термистов в решении этой задачи. Поэтому он добивался постоянного наращивания выпуска кафедрой ТОМ ДМетИ инженеров-термистов и довел его до 150 человек в год в 1971 г. по дневной, вечерней и заочной формам обучения. Под его руководством кафедра термической обработки металлов стала самой производительной из всех кафедр вузов СССР, выпускавших инженеров-термистов. За годы заведования Кириллом Федоровичем кафедрой термической обработки было подготовлено 2 500 инженеров-термистов, плодотворно трудившихся во всех республиках СССР и странах СЭВ. При этом качество подготовки инженеров-термистов также непрерывно повышалось за счет повышения квалификации преподавателей и обслуживающего персонала, совершенствования учебного процесса, введения новых современных дисциплин, учебно-исследовательских лабораторий и лабораторных практикумов. За все годы работы кафедра термической обработки металлов не получила ни одной рекламации от своих выпускников.

Наряду с инженерами-термистами Кирилл Федорович подготовил 85 кандидатов и докторов наук по специальности «Металловедение и термическая обработка».

Кирилл Федорович Стародубов был членом научно-методических советов по высшему металлургическому образованию Минвуза СССР и Минвуза УССР. Благодаря этому он реализовывал свои новаторские идеи в масштабах Украины и Союза. Он разработал «Модель молодого специалиста 1980», где изложил свое видение общих тенденций в подготовке инженеров-термистов и развитии науки о термической обработке металлов, предложения о совершенствовании высшего образования, усилении подготовки по вычислительной технике. Многие положения этой модели были реализованы затем при разработке кафедрой термообработки, по поручению Минвуза СССР, типового учебного плана.

Большое внимание Кирилл Федорович Стародубов уделял непрерывному повышению квалификации преподавателей и сотрудников кафедры на ФПКП при ДМетИ и других вузах, а также путем участия их в республиканских и всесоюзных конференциях. При этом он командировал на конференции не только докладчиков, но и всех свободных от занятий и проведения экспериментов преподавателей, сотрудников НИЧ и аспирантов. Вспоминаю свое первое участие в 1954 г. во Всесоюзной конференции по применению токов высокой частоты в промышленности, проходившей во ВНИИТВЧ в Ленинграде. В те годы во многих странах, в том числе в СССР, интенсивно распространялся этот прогрессивный способ нагрева для плавки металлов, нагрева заготовок перед горячей обработкой давлением, для объемной и поверхностной термической обработки различной металлопродукции, сушки древесины и т.п. Развивал это научно-техническое направление и Кирилл Федорович. В конференции от кафедры термической обработки приняли участие Кирилл Федорович Стародубов, доцент Ц.Н. Рафалович, ассистент И. И. Коссая, зав. лабораторией Г.Г. Григорьев, старший техник Г.Д. Пекнер. Все мы в те годы на Никопольском Южнотрубном заводе и на кафедре проводили исследования по разработке новой технологии деформационно-термической обработки (теплого волочения) труб с индукционного нагрева ТВЧ, позволявшей осуществлять последующее холодное волочение тепловолоченных труб без промежуточного отжига и неизбежно следовавших за ним операций по химической очистке поверхности труб от окалины. На пленарном заседании Кирилл Федорович сделал доклад по этой и другим работам, проводившимся на кафедре под его руководством и при его непосредственном участии по применению ТВЧ для термической обработки металлопроката, вызвавший большой интерес у делегатов конференции. Поразило меня то, что все известные металловеды-термисты, присутствовавшие на конференции, лично знали Кирилла Федоровича, перед началом заседания и в перерывах подходили к нему и тепло приветствовали, Кирилл Федорович представлял нас своим коллегам. После окончания первого заседания Кирилл Федорович пригласил всех нас на ужин в ресторан. После ужина мы совершили незабываемую пешую прогулку по белоночному Ленинграду. Кирилл Федорович Стародубов оказался прекрасным гидом, хорошо знающим Ленинград и умеющим увлеченно и интересно рассказывать о его достопримечательностях и белых ночах. Аналогично проходило участие сотрудников кафедры во всесоюзных конференциях в Москве, Свердловске, Киеве, Днепропетровске и других городах СССР, с той лишь разницей, что с каждым годом, наряду с докладами Кирилла Федоровича, росло число докладов преподавателей и сотрудников НИЧ кафедры. А после того, как по состоянию здоровья Кирилл Федорович перестал участвовать в конференциях, Днепропетровскую научно-педагогическую школу термистов К.Ф. Стародубова достойно представляли его воспитанники и последователи.

Очень серьезно относился Кирилл Федорович Стародубов к вопросу распределения учебной нагрузки между преподавателями, особенно лекционных курсов. Помню, что когда Кирилл Федорович решил поручить мне читать профилирующие дисциплины «Оборудование термических цехов» и «Технология термической обработки и проектирование термических цехов», то за полгода до начала занятий пригласил меня в свой домашний кабинет, подарил свой учебник «Оборудование термических цехов» с дарственной надписью, поделился своим опытом и методическими приемами изложения материала студентам. А затем сказал, что для того, чтобы я чувствовал себя на лекциях уверенно, особенно при чтении курса студентам вечерникам и заочникам, среди которых немало профессионалов, он командирует меня на месяц на крупные машиностроительные заводы массового и тяжелого машиностроения и металлургические заводы для изучения термического оборудования и различных технологий термической обработки. В завершение беседы Кирилл Федорович дал мне пачку рекомендательных писем технологам и главным специалистам заводов с просьбой оказать мне содействие в моей миссии. Из командировки я возвратился с чемоданом чертежей различного термического оборудования, технологических карт и инструкций, в том числе таких, каких в то время не было ни в одном учебнике или учебном пособии. Я отчитался перед Кириллом Федоровичем по командировке, передал ему приветы и добрые пожелания от его бывших учеников и почитателей, показал все материалы (при осмотре материалов Кирилл Федорович выразил сожаление, что не имел таких материалов при написании учебника), поблагодарил Кирилла Федоровича за отеческое отношение ко мне и пошел готовить тезисы будущих лекций.

Так поступал Кирилл Федорович в нормальной ситуации. В экстремальных ситуациях он бывал и жестковат. Так однажды, в начале моей педагогической деятельности, вечером позвонил Кирилл Федорович в общежитие на ул. Куйбышева, 1а, где я в то время жил, и попросил дежурную, чтобы меня разыскали и передали, что он срочно приглашает меня в домашний кабинет. Когда я пришел, Кирилл Федорович без предисловий сказал, что завтра в 8:00 на первой ленте должна читать лекцию И.И. Коссая по дисциплине «Порошковая металлургия». Однако её срочно госпитализировали. Поскольку я самый молодой преподаватель на кафедре, а значит и самый выносливый, то лекции, до выздоровления И.И. Коссой, Кирилл Федорович поручает читать мне. Я возразил, что нам, прокатчикам, в вечернем институте этот курс вообще не читали, что я не имею ни малейшего представления о порошковой металлургии и не справлюсь за столь короткое время с поручением. На что Кирилл Федорович ответил: «Если бы я сомневался, что Вы справитесь, то не давал бы этого поручения». После такого доверия учителя мне оставалось только одно – оправдать доверие. Я взял стопку подготовленных Кириллом Федоровичем книг по порошковой металлургии и пошел готовиться к лекции. К сожалению, Ида Исааковна Коссая к нам в коллектив не возвратилась, и мне пришлось читать курс до конца. Первая лекция по этой дисциплине была самой трудной в моей педагогической практике. Я и сейчас помню её название - «Зональное обособление усадки при спекании порошковых изделий». Но студенты, судя по их поведению, моего волнения не заметили; лекция прошла нормально. К моему счастью, со следующего учебного года эту дисциплину исключили из учебного плана термистов. Этот урок пошёл мне впрок. Когда я стал заведующим кафедрой термической обработки металлов, то, чтобы не создавать кому-либо из преподавателей критических ситуаций в экстремальных случаях, ввёл институт дублеров, т.е. каждую из специальных профилирующих дисциплин должны быть готовы читать два преподавателя. Это нелегко, т.к. преподаватели кафедры читают, в общем, до 14 различных дисциплин при штате 16 преподавателей. Однако это необходимо, т.к. каждый семестр 2-3 преподавателя отвлекаются от учебного процесса для обязательного повышения квалификации один раз в пять лет, случаются болезни, травмы и другие непредвиденные ситуации.

 

>> Читать дальше >>

 



 

К началу страницы


Web-сайт “Термист” (termist.com)
Термомеханическое упрочнение арматурного проката

Отсутствие ссылки на использованный материал является нарушением заповеди "Не укради"

Редактор сайта: Гунькин И.А. (termist.com@gmail.com)